ПИТЕР ДЖЕКСОН: ВОПЛОЩЕНИЕ РОМАНА ТОЛКИЕНА НА ЭКРАНЕ

С 1954 года, когда был опубликован первый том трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец», «Братство Кольца», это произведение, по праву названное «Книгой столетия», неизменно производит огромное впечатление на все новые и новые поколения читателей. Книга, ознаменовавшая собой совершенно новый уровень жанра «фэнтэзи», познакомила мир с незабываемым героем, хоббитом Фродо Бэггинсом, вступившим в борьбу со злом в Средиземье, в мире, наполненном волшебством и преданиями. А главное – роман воспел силу преданной дружбы и личной отваги, силу, способную отразить напор самых разрушительных сил тьмы. Известный своей приверженностью к фантастике и фильмам ужасов, Питер Джексон, создатель таких фильмов, как «Небесные создания» и «Страшилы», давно считал, что время для экранизации трилогии Толкиена настало, но сознавал, что этот проект станет самым амбициозным за всю историю мирового кинематографа, поэтому подойти к такому сложному делу требовалось со всей тщательностью.

Вместе со своими соавторами сценария Фрэн Уолш, Филиппой Боенс и Стивеном Синклером Джексон постарался как можно более точно перенести на экран основные темы произведения Толкиена: борьбу добра со злом, природы и человека с его разрушительными орудиями труда, дружбы и предательства. Вторая часть трилогии знакомит зрителя с новыми странами Средиземья, о коих прежде только говорилось: Мордором, Роханом, по которым продолжают свое путешествие члены распавшегося Братства. Появляются новые герои, очень важную роль в разворачивающихся событиях начинает играть Голлум. Воплощение на экране этого огромного мира, созданного воображением великого писателя, потребовало слаженной работы целой армии специалистов: экспертов по цифровым технологиям, оружейников, скульпторов, лингвистов, костюмеров, гримеров, кузнецов и строителей, не говоря уже о целой плеяде выдающихся современных актеров, занятых в главных ролях, и более чем 26 000 статистов. Сам по себе беспрецедентный процесс одновременных съемок сразу трех фильмов занял полтора года, на протяжении которых Джексон со своей съемочной группой, состоящей из почти двух с половиной тысяч человек, отснял восхитительные пейзажи Новой Зеландии, после чего к работе приступили монтажеры и создатели спецэффектов. Эта огромная работа сплотила всех задействованных в ней участников в одну большую дружную семью. Зрители, журналисты и критики всего мира высоко оценили работу: очереди за билетами в кинотеатры, восторженные отзывы прессы и награды киноакадемий разных стран подтвердили потрясающий успех колоссального предприятия. Конечно же, создатели фильма старались угодить и поклонникам книги, так как сами с юности были влюблены в сагу Толкиена. 18 декабря 2002 года путешествие продолжится на экранах всего мира второй серией трилогии, картиной «Властелин Колец: Две Крепости», с нетерпением ожидаемой зрителями всех стран. По словам Элайджи Вуда, исполнителя роли Фродо, «эта часть динамичнее и интереснее, в ней больше батальных сцен и подробно изображен Голлум». Голлум, также как и Древобород, был воплощен на экране с помощью цифровых технологий, разработанных новозеландской студией спецэффектов WETA Digital. На съемочной площадке персонаж Голлума был реализован Энди Серкисом, чьи движения были затем приняты за основу при создании компьютерной версии. Сцена битвы за Хельмову Падь, где десять тысяч урук-хаев атакуют роханскую крепость, была создана посредством комбинирования живых съемок, миниатюр и программы MASSIVE, специально разработанной студией WETA. Эта программа позволяет придать каждому цифровому персонажу свой разум и волю, так что все они двигаются по-разному. Соединение захватывающего легендарного сюжета, восхитительной художественной постановки и современных спецэффектов позволяет надеяться на успех второй картины, которая, по мнению создателей, должна намного опередить первую часть по всем показателям. Третий фильм, «Властелин Колец: Возвращение Короля», завершающий повествование, выйдет в прокат 17 декабря 2003  года

КОМБИНАЦИЯ РЕАЛИЙ И ВЫМЫСЛА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ"ДВУХ КРЕПОСТЕЙ"

С самых ранних стадий производства фильма Питер Джексон ставил перед своей командой задачу максимально точно изобразить мир Толкиена при перенесении трилогии на экран. Эта непростая миссия была возложена на художников-концептуалистов Алана Ли и Джона Хоуи, иллюстрировавших тиражи «Властелина Колец» для издания «Харпер Коллинз», и художника-постановщика Гранта Мейджора. Ли стремился изобразить Средиземье как абсолютно реальную страну, а не фантастическую, так же, как и при создании иллюстраций к книге. В обязанности номинанта на «Оскар» Гранта Мейджора входило общее руководство процессом возведения декораций в натуральную величину. Реализм и точность вплоть до самой мельчайшей детали отличали все сооружения, созданные командой Мейджора: от захватывающего дух Эдораса, расположенной на вершине холма столицы Рохана, до знаков различия роханских всадников и обваливающихся кусков коры энтов в лесу Фангорн. Ответственность за изготовление некоторых персонажей, миниатюр, оружия и грима была возложена на студию WETA под руководством Ричарда Тейлора и Тани Роджер, специалисты которой воплотили в жизнь

предварительный анимационный набросок визуального ряда фильма. Еще до начала съемок все сооружения и пейзажи Средиземья были созданы в виде миниатюрных макетов, которые Джексон лично снял на мини-камеру, чтобы понять, как придется снимать в реальном масштабе. После возведения декораций было намного проще работать с материалом, уже знакомым по уменьшенной копии. Для съемок фильма командой Тейлора, состоящей из почти 200 человек, было создано 48 000 (!) экземпляров различного оружия: от протезов конечностей до мечей ручной ковки, а также 2 000 единиц резинового оружия; 1 600 пар ног хоббитов, двести масок орков ручной работы. В обязанности студии WETA входило также создание и управление компьютерными персонажами. Настоящее боевое оружие, необходимое для съемок батальных сцен, было изготовлено с использованием средневековой техники ручной ковки. Каждый меч был украшен выгравированной надписью на одном из языков, созданных Толкиеном. С особой тщательностью изготавливались и доспехи, которые должны были выглядеть не только настоящими, но и строго соответствующими эпохе. Четыре специалиста готовили кольчуги, сплетя в общей сложности 12 миллионов колец, изготовленных из резины, раскрашенной под металл. Потребовалось 1 600 пар ног хоббитов, так как каждая пара «жила» не более двух съемочных дней. Процесс «приладки» ног актерам занимал около часа, но, по словам Шона Эстина, исполнителя роли Сэма, «в них ощущаешь себя как в самых удобных теннисных туфлях». Художнику по костюмам Нджиле Диксон и ее команде пришлось создавать новые костюмы для героев и народов, не изображенных в «Братстве Кольца»: роханцев, Змееуста, Фарамира и воинов Гондора. Чтобы изобразить все богатство и разнообразие натуры Эовин, Диксон создала для нее несколько совершенно разных по стилю нарядов. В гардеробе хоббитов отражена функция и предназначение каждого из героев: Фродо, наделенный высокой миссией хранителя Кольца, одет в темно-бордовые и коричневые тона, в то время как Сэм носит платье неброского землистого цвета, что отражает его положение слуги. Естественно, одежда хоббитов была пошита с учетом их маленького роста. При создании нарядов эльфов использовались дорогие блестящие, искрящиеся ткани, например, каждый из многочисленных костюмов Арвен, не похожий ни на один другой, сшит из вельвета или из шелка.

Цветовая гамма нарядов отражает характер Арвен: в ее одежде преобладают мягкие темные тона – синий, пурпурный, лиловый. В целом, для каждого персонажа фильма создавалось от 30 до 40 костюмов. Профессиональными ювелирами были специально изготовлены и украшения героев, не говоря уже о Кольце, созданном известным новозеландским мастером Хансеном

ОТ МАКЕТОВ К РЕАЛЬНЫМ РАЗМЕРАМ: МАСТЕРСКАЯ WETA ПЕРЕДАЕТ ЭСТАФЕТУ СТУДИИ WETA DIGITAL

«Оскар» за лучшие визуальные эффекты, полученный студией WETA за «Братство Кольца», стал хорошим стимулом для поднятия планки при создании второго фильма, тем более что для этого имелись все возможности, а мир Толкиена стал значительно ближе и понятнее после завершения первой части трилогии. Благодаря появлению в сюжете таких героев, как Голлум и Древобород, для создания «Двух Крепостей» было отснято 800 дублей с визуальными спецэффектами, в отличие от 560 – для «Братства Кольца». Интересно отметить, что эффекты не накладывались на отснятый материал во

время монтажа, а создавались в процессе самих съемок. Вымышленные персонажи фильма сначала создавались в виде трехмерного компьютерного макета. Затем программа просчитывала варианты их движений в разных ситуациях, то, как они будут себя вести в битве. Все это приводилось в соответствие с движениями актеров, чтобы не было заметно разницы между живым человеком и компьютерным персонажем. Уникальная программа  MASSIVE, специально разработанная студией WETA Digital с использованием существующих сегодня наработок в сфере технологий “искусственного разума”, позволила придать каждому цифровому персонажу свои зрение, слух, осязание, ощущение окружающей среды, а также персональные черты характера, так что в массовых сценах все они двигаются по-разному. Джексон не воспринимает своих искусственных персонажей таковыми: «Просто из них формируются армии, а потом мы нажимаем на кнопку, и они идут сражаться так, как сами считают нужным». «Каждый из этих парней имеет свой искусственный мозг, состоящий из двух половинок: одна определяет, что надо делать в текущей ситуации, а другая подсказывает, как именно это нужно делать, исходя из окружающих условий. В действительности, они особенно не отличаются от живых статистов», – объясняет технический директор проекта MASSIVE Джефф Тобин. «Особенно потрясают воображение десятки тысяч цифровых солдат, идущих в бой в Хельмовой Пади», – добавляет Тейлор. Полный процесс «рождения» от создания макета до окончательной компьютерной обработки прошли два новых вида животных, появляющихся в «Двух Крепостях»: варги и олифанты, а также два персонажа, играющие очень важные роли в походе с целью уничтожения Кольца